Прокуратура информирует

С 1 июня 2017 года для осуществления деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, действительны только российские водительские удостоверения

   Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» установлен запрет для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.

    С 1 июня 2017 года вступила в силу норма Федерального закона от 07.05.2013 № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и КоАП РФ», предусматривающая, что управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, не допускается.

  Исходя из положений приведенной выше, нормы, водитель, являющийся гражданином Российской Федерации и имеющий иностранное водительское удостоверение, в случае осуществления им предпринимательской или трудовой деятельности обязан обменять его на российской водительское удостоверение.

     Порядок обмена иностранных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».

     В соответствии с п. 38 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных вышеназванным постановлением, обмен иностранного национального водительского удостоверения производится по результатам проведения экзаменов, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

     В случае наличия в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий и (или) подкатегорий, обмен иностранного национального водительского удостоверения производится по результатам проведения экзаменов на право управления высшей из имеющейся в иностранном национальном водительском удостоверении категории или подкатегории либо любой из имеющейся в иностранном национальном водительском удостоверении категории или подкатегории в соответствии с заявлением владельца иностранного национального водительского удостоверения.

     За допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения, установлена административная ответственность в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

О сумме ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Согласно письма Минтруда России от 3 марта 2017 г. № 17-1/ООГ-314 максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2017 году составляет 23,089 тыс. руб.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком является видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Условия, размеры и порядок его выплаты законодательно определены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Так, данное пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, но не превышающего установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России (ст. 14 ФЗ № 255-ФЗ).

В средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы до 31 декабря 2016 года включительно (Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

В то же время средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней в этом периоде.

При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4 (п. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

В свою очередь размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку — 40% среднего заработка (п. 1 ст. 11.2 Закона № 255-ФЗ).

Заместитель прокурора

13.06.2017

Расширена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Федеральным законом от 28.05.2017 N 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» расширена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Федеральным законом вводится административная ответственность:

за нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности);
в виде административного приостановления деятельности до 90 суток для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, в том числе на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

Также предусмотрено:

введение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) — оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверки соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимых не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска;
осуществление федерального государственного пожарного надзора на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, указанными федеральными органами исполнительной власти;

осуществление проверки объектов защиты и/или территорий (земельных участков) с применением риск-ориентированного подхода, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), если оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Изъятие земельных участков для муниципальных нужд

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2017 № 594 утверждены Правила согласования изъятия для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления (далее ОМС).

В соответствии со ст. 56.12 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, расположенных в границах территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ принято решение о ее комплексном развитии по инициативе ОМС, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Так, утвержденные Правила в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 373-ФЗ устанавливают порядок согласования изъятия для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и/или расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности РФ, субъекта РФ, в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Согласование изъятия осуществляется в отношении земельных участков и/или расположенных на них объектов недвижимого имущества, которые предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду или безвозмездное пользование гражданам или юридическим лицам.

До принятия органом местного самоуправления решения об изъятии орган местного самоуправления поселения, городского округа направляет проект решения об изъятии на согласование:
— в случае если планируется изъятие земельного участка и/или расположенного на нем объекта недвижимого имущества, находящихся в собственности РФ, — в территориальный орган Росимущества;
— в случае если планируется изъятие земельного участка и/или расположенного на нем объекта недвижимого имущества, находящихся в собственности субъекта РФ, — в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

Предусмотрены основания для отказа в согласовании проекта решения об изъятии (например, в случае если на земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности РФ, субъекта РФ и необходимые для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом РФ по представлению Правительства РФ).

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Изменение в законодательстве о закупках

С 01 мая 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Данным Федеральным законом установлено, что заказчик должен оплачивать товар, работу, услугу, а также отдельные этапы исполнения контракта не более, чем в течение 30 дней с даты подписания им соответствующего документа о приемке.

При этом предусмотрены исключения:

— оплата контрактов с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными НКО. Здесь срок оплаты составит 15 рабочих дней (в настоящее время — 30 дней);

— случаи, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Об обеспечении бесперебойным водоснабжением

В связи с приближением жаркой погоды, особую актуальность и остроту приобретают вопросы обеспечения населения бесперебойным водоснабжением.

В прошлом году в прокуратуру Задонского района поступали обращения жителей сельских поселений по вопросу ограниченной поставки водоснабжения.

Как правило, одни из основных причин временного отсутствия водоснабжения кроются в чрезмерном отборе гражданами воды для сельскохозяйственных нужд.

Вместе с тем, нередки факты самовольного подключения граждан к центра-лизованным системам водоснабжения, за что предусмотрена административная ответственность по ст.7.20. КоАП РФ, санкция которой влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Распространены и случаи когда граждане в своих интересах самовольно с помощью так называемых «задвижек», «заглушек» и «шайб» регулируют движение и давление воды в централизованных системах водоснабжения. Необходимо напомнить, что данные действия содержат в себе состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.1. КоАП РФ, т.е. самоуправство (самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса), за что предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

При установлении подобных фактов гражданам необходимо обращаться в полицию.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Об уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотиву беременности

Статьей 145 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а также за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам.

Таким образом, государство создает дополнительные гарантии возможности беспрепятственной реализации права на труд для указанной категории женщин.

По смыслу статьи 145 Уголовного кодекса Российской Федерации необоснованными признаются незаконные действия, противоречащие трудовому законодательству, дифференцирующие права граждан на использование трудовых ресурсов мужчинами и женщинами.

Для наличия в действиях работодателя состава данного преступления не обязательно наступление каких-либо вредных последствий, деяние считается оконченным в момент совершения противоправных действий, связанных с необоснованным отказом в приеме на работу или необоснованным увольнением указанной категории граждан. При этом принципиальное значение имеет осведомленность работодателя о нахождении женщины в состоянии беременности (независимо от срока беременности) или наличии у нее детей в возрасте до 3 лет.

Обязательным признаком состава преступления является мотив: действия работодателя продиктованы нежеланием иметь на работе беременную женщину или женщину, имеющую детей в возрасте до трех лет.

Субъектом данного преступления может быть только должностное лицо, имеющее право приема на работу или увольнения, либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 200 тыс. рублей, либо обязательными работами сроком до 360 часов.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Существенные изменения в автостраховании

Федеральным законом от 28.03.2017 № 49-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Нововведения устанавливают приоритет восстановительного ремонта транспортного средства над денежной выплатой.

Закон вступает в силу с 28 апреля 2017 года.

С этого дня страховые компании обязаны организовывать или оплачивать восстановительный ремонт транспортных средств либо заниматься и тем и другим. Новые нормы закона распространяются на договоры, заключенные после этой даты.

Выдавать или перечислять выплату страховщик обязан в исключительных случаях. Среди них — гибель ТС и соглашение между страховщиком и потерпевшим.

Новшество касается только легковых автомобилей, которые зарегистрированы в Российской Федерации и находятся в собственности граждан. Установлены требования к организации ремонта. Он не может длиться больше 30 рабочих дней с даты, когда потерпевший представил ТС на станцию техобслуживания или передал его страховщику.

Страховой компании по заявлению потерпевшего придется уплатить ему неустойку за каждый день просрочки, если:

 срок проведения ремонта истек;

 страховщик и потерпевший согласовали срок, который превышает срок ремонта, но и это условие было нарушено.

Неустойка составляет 0,5% от суммы страхового возмещения. Превышать последнюю неустойка не должна.

Банк России может ограничить на срок до года возможность страховщика возмещать вред в натуре. Такая санкция грозит, если страховая компания нарушит обязательства по восстановительному ремонту два раза и более в течение года.

Напомним, по договорам ОСАГО, заключенным до 28 апреля, если страховщик и станция техобслуживания заключили договор, потерпевший может выбрать способ возмещения вреда:

 организацию и оплату восстановительного ремонта;

 выдачу страховой выплаты.

После  28 апреля это правило применяется только к старым договорам ОСАГО.

 Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Правительство упростило правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 № 546 внесены изменения в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Изменения предусматривают, что если гражданин, претендующий на страховую пенсию, какое-то время ухаживал за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет, а также трудоспособными лицами, которым производились ежемесячные компенсационные и/или ежемесячные выплаты, то ему будет легче подтвердить период ухода для начисления собственной пенсии. Для этого будет достаточно сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Сведения вносятся по решению органа, отвечающего за пенсионное обеспечение лица, за которым осуществляется уход, на основании данных, имеющихся в распоряжении этого органа.

Кроме того, упрощается порядок подтверждения периодов страхового стажа.

Так, в стаж включаются периоды, когда гражданин платил страховые взносы за себя или другого человека, за которого страхователь сам не платил страховые взносы. Кроме того, включению в стаж подлежат периоды, когда гражданин был необоснованно привлечен к уголовной ответственности и после реабилитирован или был временно отстранен от работы.

Постановление № 546 вступило в силу 20 мая 2017 года.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Новое основание освобождения от административной ответственности

28 апреля 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 17.04.2017 № 68-ФЗ. Изменения коснулись вопроса привлечения юридических лиц к административной ответственности.

В частности, перечень оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, установленный ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, дополнен пунктом 8.1, которым предусмотрено еще одно обстоятельство, дающее основание для прекращения производства по делу.

Таким обстоятельством является внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Кроме того, дополнен содержащийся в КоАП РФ перечень оснований прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания. Теперь статья 31.7 КоАП РФ предусматривает, что судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае:

— внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица, привлеченного к административной ответственности, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

— внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица, привлеченного к административной ответственности, из ЕГРЮЛ.

Вопрос о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания рассматривается судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Меры санитарной безопасности в лесах

Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, которые устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов, иные меры санитарной безопасности в лесах.

В частности, в новой редакции Правил расширена система мер санитарной безопасности в лесах, направленная на повышение устойчивости лесов, определены основные принципы планирования и организации мероприятий по защите лесов, вводится шкала категорий состояния деревьев, в соответствии с которой будет проводиться оценка санитарного и (или) лесопатологического состояния лесов при реализации мер санитарной безопасности, установлены сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины по лесным районам.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Права и обязанности хозяйствующих субъектов и органов власти при предоставлении публичных услуг

Ни один человек в своей жизни не обходится без обращения в органы власти за получением необходимых ему сведений и документов. Представители же бизнес-сообщества едва ли не ежедневно сталкиваются с такой необходимостью. Поэтому обеспечение доступности таких услуг относится к первоочередным задачам государственного аппарата.

Основные гарантии своевременного и качественного оказания публичных услуг изложены в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон).

Статья 5 Закона закрепляет основополагающие права заявителей, среди которых своевременное получение государственных и муниципальных услуг, их получение в удобной для заявителя форме по его выбору, в том числе, в электронном виде. При этом, к заявителям по смыслу Закона отнесены как граждане, так и организации.

Для упорядочения оказания государственных и муниципальных услуг законодатель обязал органы, занимающиеся их предоставлением, разработать административные регламенты, детально регламентирующие последовательность действий уполномоченного органа.

Статьей 7 Закона закреплены дополнительные гарантии качества оказания публичных услуг. Так, соответствующие органы не вправе требовать от заявителя документы и информацию, представление которых не предусмотрено законодательством, в том числе уже имеющихся в данном органе документов.

Также уполномоченные органы не вправе требовать от заявителя совершения действий, связанных с обращением в иные государственные и муниципальные органы, включая согласования. Такие действия должны быть совершены уполномоченным органом самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия.

Главой 2.1 Закона установлена специальная процедура обжалования решений и действий органов, предоставляющих публичные услуги, например, в случаях нарушения сроков оказания услуги, отказа в ее предоставлении, необоснованного запроса документов. В целях оперативности реагирования на нарушение прав заявителя законодателем установлен сокращенный срок рассмотрения таких жалоб – 15 рабочих дней, а по жалобам на отказ в принятии документов и исправлении допущенных в них ошибок – 5 рабочих дней.

Основными способами получения услуг по замыслу законодателя является обращение через Единый портал государственных и муниципальных услуг и многофункциональные центры, работающие по принципу «одного окна», то есть отвечающие за оказание всего комплекса услуг.

Специальные требования к организации работы Единого портала утверждены постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 86, к порядку деятельности многофункциональных центров — постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

За повторное совершение каких административных правонарушений наступает уголовная ответственность ?

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наступление уголовной ответственности для лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за совершение правонарушений в определенных сферах.

Так, управление автомобилем лицом в состоянии опьянения является административным правонарушением и влечет привлечение водителя к административной ответственности по ст.12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом в случае повторного совершения данного правонарушения, предусмотрена уголовная ответственность по ст.264.1 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию».

Уголовная ответственность по ст.264.1 УК РФ в отношении водителей, привлеченных к административной ответственности, наступает не только за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения, но и за повторное невыполнение законного требования должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Наступление уголовной ответственности по ст.264.1 УК РФ возможно только в пределах срока, установленного ст.4.6 КоАП РФ, то есть с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Аналогичные правила привлечения к уголовной ответственности действуют в отношении лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль (ст.116.1 УК РФ); за повторную розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции (ст.151.1 УК РФ); за неоднократную неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст.157 УК РФ); за повторное мелкое хищение (ст.158.1 УК РФ) и повторное незаконное проникновение на охраняемый объект (ст.215.4 УК РФ).

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Расходы на приобретение технических средств реабилитации подлежат компенсации

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено право инвалида, самостоятельно приобретшего техническое средство реабилитации, предусмотренное индивидуальной программой реабилитации, на компенсацию расходов в размере стоимости приобретенного средства.

Порядок выплаты компенсации и услуги по их ремонту определен приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н. Компенсация выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы о возмещении расходов по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации с приложением следующих документов: документов, удостоверяющих личность; индивидуальной программы реабилитации; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Выплата компенсации производится отделением Фонда социального страхования РФ в месячный срок с даты принятия решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

Решение о выплате компенсации принимается в 30- дневный срок со дня принятия заявления о выплате компенсации.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Об отпусках муниципальных служащих

Федеральным законом от 01.05.2017 № 90-ФЗ внесены изменения в статью 21 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Согласно Закону муниципальному служащему устанавливаются:

— фиксированная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска муниципального служащего в 30 календарных дней независимо от того, должность какой группы должностей муниципальной службы он замещает (ранее региональным законом могла устанавливаться большая продолжительность такого отпуска);

— соотношение продолжительности стажа муниципальной службы и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет муниципального служащего (максимум – 10 дней, ранее – 15 дней).

Введен дополнительный оплачиваемый отпуск для муниципальных служащих за ненормированный служебный день продолжительностью 3 календарных дня.

За муниципальными служащими, имеющими на день вступления Федерального закона в силу неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, сохраняется право на их использование, а также право на выплату денежной компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков.

Продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставляемых муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы на день вступления настоящего Федерального закона в силу, исчисляется в соответствии с новыми требованиями, начиная с их нового служебного года.

Изменения вступили в силу 12 мая 2017 года.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, и женщинам, работающим в сельской местности

Положениями Трудового кодекса РФ одному из родителей (опекуну, попечителю, другому лицу, воспитывающему детей без матери) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению.

Работающий родитель обязан представить работодателю справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом календарном месяце им не использованы или использованы частично.

При документальном подтверждении отсутствия ухода за ребенком-инвалидом другим родителем (в случае его смерти, лишения родительских прав, ограничения в родительских правах, признания безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), невозможности по состоянию здоровья лично воспитывать и содержать ребенка, отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов и в других случаях отсутствия ухода) работающему родителю четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя.

Если один из родителей ребенка состоит в трудовых отношениях с работодателем, а другой в таких отношениях не состоит или самостоятельно обеспечивает себя работой (индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, глава или член крестьянского фермерского хозяйства, родовой, семейной общины коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и т.д.), четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами предоставляются родителю, состоящему в трудовых отношениях с работодателем, при предъявлении им документа, подтверждающего, что другой родитель в трудовых отношениях не состоит либо является лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой.

Дополнительные выходные дни не предоставляются работающему родителю в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. При этом у другого работающего родителя сохраняется право на дополнительный оплачиваемый выходной день.

Дополнительные оплачиваемые выходные дни, не использованные в календарном месяце, на другой календарный месяц не переносятся.

В случае частичного использования одним из работающих родителей дополнительных оплачиваемых выходных дней в календарном месяце другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.

Оплата каждого дополнительного выходного дня для ухода за детьми-инвалидами производится в размере среднего заработка.

Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 г. № 1048.

Также ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы женщинам, работающим в сельской местности, а также одному из родителей, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет (опекуну, попечителю и другому лицу, воспитывающему ребенка без матери), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст.ст.262, 319 ТК РФ).

При этом необходимо учитывать, что не является дисциплинарным проступком использование работником дополнительных выходных дней в случае, если работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в предоставлении таких дней.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Порядок рассмотрения жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, не вступившие в законную силу

Право на обжалование постановлений по делу об административном правонарушении является одной из гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законных интересов организаций.

Порядок и сроки обжалования постановления по делу об административном правонарушении предусмотрены Главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Общий срок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (в некоторых случаях – 5 со дня вручения или получения копии постановления). Пропуск срока подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не лишает гражданина права на его обжалование, данный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу, по ходатайству лица, подающего жалобу.

КоАП РФ устанавливает исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях. К ним относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший и его представитель; защитник; законные представители; прокурор; уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, допущенный к участию в деле в качестве защитника по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности.

Помимо перечисленных лиц часть 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ предоставляет должностным лицам, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, право на обжалование вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении в вышестоящий суд. К таким лицам относится любое должностное лицо органа, выявившего правонарушение, и уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях.

В ст. 30.1 КоАП РФ определены конкретные инстанции, в которые обжалуются постановления по делам об административных правонарушениях в зависимости от органа, вынесшего постановления.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, осуществляется в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом обжалуется в районный суд по месту нахождения коллегиального органа.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, обжалуется в вышестоящий суд.

Общие процессуальные нормы, закрепленные в КоАП РФ, устанавливают право лица, привлекаемого к административной ответственности, на судебное обжалование решений административных органов (их должностных лиц) двух уровней — органа, первоначально рассмотревшего дело об административном правонарушении, и вышестоящего органа, рассмотревшего жалобу на первоначальное решение административного органа. Из изложенного следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности, обладает правом по собственному выбору обжаловать в суд все или любой из актов, вынесенных административными органами.

В случае неверного определения органа или суда, уполномоченного рассматривать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, она направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (ч. 4 ст. 30.2 КоАП РФ).

Глава 30 КоАП РФ не предъявляет требований к форме и содержанию жалобы на постановления и решения по делу об административном правонарушении, не вступившие в законную силу. Вместе с тем, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей либо должностным лицом в обязательном порядке проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. При рассмотрении жалобы судья, вышестоящее должностное лицо не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме, при этом действует общий принцип, закрепленный в КоАП РФ – презумпция невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при установлении малозначительности совершенного административного правонарушения, а также наличия обстоятельств,  исключающих производство по делу об административном правонарушении (отсутствие события административного правонарушения, состава, действия лица в состоянии крайней необходимости, издание акта амнистии, признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности и другие обстоятельства, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ), а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Берегите лес от огня!

Пожары наносят огромный вред экологии, не говоря уже о риске для жизни, здоровья и имущества людей, а также об огромных затратах на их тушение.

Практически все пожары возникают по инициативе и вине человека. Например, граждане, имеющие дачные участки, специально поджигают сухую  траву и листья, объясняя это тем, что хотят дешево и быстро очистить землю от прошлогодней растительности и мусора.

Последствия выжигания сухой травы могут достичь серьезных масштабов, ведь огнем уничтожается полезная микрофлора, в результате чего падает плодородие почв и начинается их эрозия. На месте поджога нормальная жизнь растений и насекомых восстанавливается лишь через 5-6 лет, а часто не восстанавливается вовсе.

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.

В силу статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.

Пунктом 218 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях.

Приказом МЧС России от 26 января 2016 г. № 26 установлен Порядок использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения.

Согласно этому Порядку сжигать траву на своих земельных участках возможно только в специально оборудованных местах, при скорости ветра, не превышающей 10 метров в секунду, а также при выполнении следующих требований:

— место использования открытого огня должно быть выполнено в виде котлована (ямы, рва) не менее чем 0,3 метра глубиной и не более 1 метра в диаметре или площадки с прочно установленной на ней металлической емкостью (например: бочка, бак, мангал) или емкостью, выполненной из иных негорючих материалов, исключающих возможность распространения пламени и выпадения сгораемых материалов за пределы очага горения, объемом не более 1 куб. метра;

— место использования открытого огня не должно располагаться вблизи здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды), вблизи хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка, лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев;

— территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов.

В целях своевременной локализации процесса горения емкость, предназначенная для сжигания мусора, должна использоваться с металлическим листом, размер которого должен позволять полностью закрыть указанную емкость сверху.

Запрещено оставлять место очага горения без присмотра до полного прекращения горения (тления).

После использования открытого огня место очага горения должно быть засыпано землей (песком) или залито водой до полного прекращения горения (тления).

Кроме того, лицо, использующее открытый огонь, должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения для локализации и ликвидации горения, а также мобильным средством связи для вызова подразделения пожарной охраны.

Соблюдение элементарных мер пожарной безопасности — это залог нашего благополучия, сохранности нашей собственности и жизни наших близких.

Если возникло возгорание и вы не можете с ним справиться в короткие сроки, необходимо незамедлительно вызывать пожарную службу по номеру «01», с мобильных телефонов – «112».

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Производители пиломатериалов будут обязаны

вносить данные о сделках в ЕГАИС

Действующим  государственным регулированием оборота древесины недостаточно охватывались все виды товарной продукции, на которые распространялись нормы Лесного кодекса Российской Федерации, что позволяло легализовать древесину с мест незаконных рубок в продукцию первичной переработки – пиломатериалы, которые под нормы лесного законодательства не подпадают, могут быть свободно транспортированы, проданы или беспошлинно экспортированы.

Учет продукции первичного лесопиления в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней является инструментом подтверждения законности ее происхождения и способствует пресечению незаконной деятельности в сфере заготовки и оборота древесины на территории Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 911-р внесены изменения в перечень видов древесины, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учете сделок с ней.

В перечень включены 34 новых вида древесины, на которые распространяются требования Лесного кодекса РФ о транспортировке древесины и об учете сделок с ней.

В связи с принятием распоряжения на лиц, осуществляющих сделки с указанной древесиной, возлагается обязанность вносить сведения о таких сделках в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС).

Распоряжение   вступает в действие с 1 июля 2017 г.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Верховный Суд РФ разъяснил положения законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей» разъяснены положения законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождением детей.

К спорам, связанным с установлением происхождения детей, относятся споры по вопросам материнства (отцовства) ребенка либо в иных случаях, когда сведения о матери (отце) ребенка подлежат внесению (аннулированию) в запись (из записи) акта о рождении исключительно на основании решения суда, вопросы о происхождении ребенка, в частности об установлении отцовства (материнства), об установлении факта рождения ребенка конкретной женщиной, об установлении факта признания отцовства или факта отцовства, об оспаривании отцовства (материнства) и исключении сведений об отце (матери) ребенка из записи акта о рождении ребенка (далее — дела, споры, связанные с установлением происхождения детей).

Дела, связанные с установлением происхождения ребенка, подлежащие рассмотрению по правилам, предусмотренным главой 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (установление фактов, имеющих юридическое значение), рассматриваются районным судом по месту жительства заявителя.

Однако, при отсутствии оснований для государственной регистрации рождения, перечень которых содержится в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ, а также в случае возникновения, споров, связанных с установлением происхождения детей, разрешается районным судом в порядке искового производства либо в порядке особого производства.

Отсутствие сведений о месте фактического проживания ответчика не является препятствием для рассмотрения судом дел, связанных с установлением происхождения ребенка. При неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика (статья 119 ГПК РФ). При этом в случае рассмотрения дела в отсутствие ответчика, место жительства которого неизвестно, суд на основании статьи 50 ГПК РФ назначает адвоката в качестве представителя ответчика, если ответчик своего представителя не имеет.

При рассмотрении дел указанной категории судам следует иметь в виду, в частности, следующее:

1) при рассмотрении дел, связанных с установлением отцовства, судам следует иметь в виду, что, если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери ребенка, если не доказано иное в соответствии со статьей 52 СК РФ, при этом отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке;

В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей вопрос о происхождении ребенка от конкретного лица (отцовство) разрешается судом в порядке искового производства по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, либо по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия (статья 49 СК РФ).

В соответствии со статьей 49 СК РФ при установлении отцовства суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. Такие доказательства могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

При разрешении дел, связанных с установлением материнства, суд также вправе принять во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от данной женщины. В этих целях суду следует, в частности, исследовать медицинские документы, свидетельствующие о факте рождения ребенка, медицинскую документацию о происхождении ребенка от конкретной женщины (историю родов), объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, в том числе лиц, присутствовавших при родах (при рождении ребенка вне медицинской организации), заключения экспертов.

Для разъяснения вопросов, связанных с происхождением ребенка, суд вправе с учетом мнения сторон и обстоятельств по делу назначить экспертизу, в том числе и молекулярно-генетическую, позволяющую установить отцовство (материнство) с высокой степенью точности.

Вместе с тем судам следует учитывать, что заключение эксперта (экспертов) по вопросу о происхождении ребенка является одним из доказательств, оно не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами.

В соответствии с частью 3 статьи 79 ГПК РФ при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

Указанный вопрос разрешается судом в каждом конкретном случае в зависимости от того, какая сторона, по каким причинам не явилась на экспертизу или не представила эксперту (экспертам) необходимые предметы исследования, а также какое значение для нее имеет заключение эксперта (экспертов), исходя из имеющихся в деле доказательств в их совокупности. В этих целях суду, в частности, следует проверить, имелись ли обстоятельства, объективно препятствовавшие явке родителя с ребенком на экспертизу, разъяснялись ли данному лицу положения части 3 статьи 79 ГПК РФ, назначался ли новый срок для проведения экспертизы, какие иные доказательства представлены сторонами в суд в подтверждение (опровержение) заявленного требования.

Особое акцент сделан на разрешении споров, возникших в связи с применением вспомогательных репродуктивных технологий.

Так, Верховным Судом РФ указано, что рождение ребенка с использованием супругами (одинокой женщиной) донорского генетического материала не влечет установления родительских прав и обязанностей между донором и ребенком независимо от того, было данное лицо известно родителям ребенка или нет (анонимный донор). С учетом этого лицо, являвшееся донором генетического материала, не вправе при разрешении требований об оспаривании и (или) установлении отцовства (материнства) ссылаться на то обстоятельство, что оно является фактическим родителем ребенка.

По этим же основаниям не могут быть удовлетворены и требования лиц, записанных в качестве родителей (единственного родителя) ребенка, об установлении отцовства в отношении лица, являвшегося донором генетического материала, с использованием которого был рожден ребенок.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Прием на обучение детей в образовательные учреждения

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего образования.

Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, прописаны в статьях 55, 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

С целью проведения организованного приема граждан в первый класс образовательная организация размещает на информационном стенде, на официальном сайте в сети «Интернет», в средствах массовой информации информацию о количестве мест в первых классах не позднее 10 февраля и о наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 1 июля.

Прием заявлений в первый класс общеобразовательной организации для детей, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года.

Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

В силу ч. 4 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации законные представители ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования.

Прием детей в школу осуществляется по личному заявлению законных представителей несовершеннолетних, в том числе в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

Законные представители детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории.

Родители детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка, представление иных документов действующим законодательством не предусмотрено.

В случае, если дети, поступающие в образовательную организацию, являются иностранными гражданами, их законные представители дополнительно предъявляют заверенные в установленном порядке с переводом на русский язык документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

Зачисление в общеобразовательную организацию оформляется распорядительным актом школы в течение семи рабочих дней после приема необходимых документов.

В случае нарушения прав необходимо обращаться с письменным заявлением в Департамент образования или в территориальные органы прокуратуры.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Пределы дееспособности несовершеннолетних

Гражданским Кодексом РФ установлено, что определенные сделки малолетние могут самостоятельно совершать не с момента рождения, а по достижении 6 лет. Таким образом, до достижения 6 лет дети не могут совершать никаких юридически значимых действий, т.е. признаются полностью недееспособными.
Дееспособность детей в возрасте от 6 до 14 лет выражается в следующем:

1) в том, что они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Эти сделки должны соответствовать возрасту ребенка (например, покупка хлеба, мороженого, тетрадей и т.п.) и предусматривать уплату  незначительных сумм или передачу предметов, имеющих небольшую ценность.
2) дети в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации.

3) малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными ребенку с согласия законного представителя каким-либо третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет более широк. Так, с согласия родителей (усыновителей, попечителя) они вправе совершать разнообразные сделки (продать или купить имущество, принять или сделать подарок, заключить договор займа и т.п.), совершать иные юридические действия и даже заниматься предпринимательской деятельностью. Волю в  данных  сделках и иных действиях выражает сам несовершеннолетний. Согласие родителей, усыновителей или попечителя при этом должно быть выражено в письменной форме. Несоблюдение этого требования является основанием для признания сделки, совершенной несовершеннолетним, недействительной. Допускается последующее письменное одобрение сделки указанными выше лицами (родителями, усыновителями,попечителем).
Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, т.е. независимо от согласия родителей (усыновителей, попечителя), распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Указанное право – наиболее существенное из входящих в объем частичной дееспособности лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Поскольку несовершеннолетние согласно трудовому законодательству вправе вступать при определенных условиях в трудовые правоотношения, они должны иметь возможность распоряжаться вознаграждением, полученным за труд. То же самое касается стипендии и иных доходов. Несовершеннолетний вправе самостоятельно сделать вклад, в полной мере распоряжаться им, если он лично внес деньги на свое имя. Если же вклад внесен другим лицом на имя несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, или перешел к нему по наследству, то он вправе распоряжаться им только с письменного согласия законных представителей.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет считаются деликтоспособными, т.е. сами отвечают за имущественный вред, причиненный их действиями. Однако, если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред в соответствующей части должен быть возмещен его родителями (усыновителями, попечителем).

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Расторжение брака родителей не должно лишить

ребенка права на общение

Согласно части 1 статьи 55 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них.

Согласно ч. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 66 Семейного кодекса РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

В соответствии со ст. 67 Семейного кодекса Российской Федерации дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.

В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные законодательства об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

О дополнительных гарантиях социальной поддержки безработных детей-сирот

Федеральным законом от 01.05.2017 № 89-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы. Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Впервые ищущим работу и впервые признанным безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются пособие по безработице и стипендия во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.

Общий период выплаты пособия по безработице и стипендии в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте РФ не может превышать шесть месяцев.

По истечении шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных, а также при достижении 23 лет пособие по безработице и стипендия выплачиваются в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Законом предусматривается также обязанность работодателя обеспечить указанным лицам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством у данного или другого работодателя.

Изменения вступили в силу 12 мая 2017 г.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Листок нетрудоспособности в форме электронного документа

Федеральным законом от 01.05.2017 № 86-ФЗ внесены изменения в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и в статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которым назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа. Электронный листок нетрудоспособности будет скрепляться усиленными квалифицированными электронными подписями медработника и медорганизации и иметь равную юридическую силу с бумажным листком нетрудоспособности.

Изменениями закона установлено также, что для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места работы у другого страхователя, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика — справку о сумме заработка и документы, подтверждающие страховой стаж.

Изменения вступают в силу 01 июля 2017 г.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, касающиеся вопроса привлечения к административной ответственности юридических лиц

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях появилось еще одно обстоятельство, дающее основание для  прекращения производства по делу об административном правонарушении (Федеральный закон № 68-ФЗ от )

Так,  часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ дополнена пунктом 8.1, которым предусмотрено, что одним из обстоятельств, исключающим производство по делам об административных правонарушениях, является внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Также внесены изменения в статью 31.7 КоАП РФ, в которой предусмотрены основания прекращения исполнения постановления  о назначении административного наказания. К таким основаниям также отнесены: внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, привлеченного к административной ответственности, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), а также внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении юридического лица, привлеченного к административной ответственности, из единого государственного реестра юридических лиц.

 Изменения вступили в силу 28 апреля 2017 года.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Административное выдворение иностранных граждан за пределы Российской Федерации как мера административного наказания

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение является одним из видов административного наказания.

В соответствии со статьей 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Так, согласно статье 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

За нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

Согласно  ст. 35.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержание иностранных граждан в специальных учреждениях исключает возможность самовольного оставления иностранными гражданами указанных учреждений.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Работодатель обязан провести инструктаж

по гражданской обороне

Со 2 мая стало обязательным проведение вводного инструктажа по гражданской обороне для всех новых работников организаций всех форм собственности. Постановлением Правительства РФ от 19.04.2017 №470  внесены соответствующие изменения в Положение о подготовке населения в области гражданской обороны.

Гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Положение предусматривает дополнительные обязанности для юридических лиц: разрабатывать программу вводного инструктажа по гражданской обороне; организовывать и проводить его с сотрудниками в течение первого месяца их работы; планировать и проводить учения и тренировки по гражданской обороне.

Заниматься подготовкой своих работников в области гражданской обороны организации должны и сейчас. В перечень обязанностей входят разработка программ обучения, его проведение, а также создание и поддержание в рабочем состоянии учебно-материальной базы. Со 2 мая эти обязанности также сохранились, но с уточнением: теперь речь будет идти о курсовом обучении.

За невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны установлена административная ответственность. Если не провести мероприятия по подготовке к защите и по защите работников от опасностей, которые возникают при военных действиях или вследствие них, юридическим лицам грозит штраф от 100 тыс. до 200 тыс. рублей (ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ).

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Санитарные правила и нормы, регламентирующие детский отдых, приведены в соответствие с действующим законодательством

Федеральным законом от 28.12.2016 № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» было установлено, что в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры:

по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления;

по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления;

по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления;

по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

В целях исполнения указанных требований Федерального закона Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.03.2017 № 38 внесены изменения в соответствующие санитарные нормы и правила. Теперь, деятельность оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей в период каникул; стационарных организаций отдыха и оздоровления детей; детских лагерей палаточного типа; лагерей труда и отдыха для подростков осуществляется при условии их соответствия установленным санитарным правилам, а также при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о таком соответствии.

Указанные изменения вступили в силу 24 апреля 2017 года.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017

Создан реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений

Федеральным законом от 23.06.2016 №218-ФЗ внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, дополнившие его статьей 98.1, регламентирующей создание реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

Согласно изменениям, в реестр включается информация об арендаторах и покупателях, с которыми были расторгнуты договоры по следующим основаниям:

— невыполнение лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов от вредных организмов (ч. 5 ст. 60.1 Лесного кодекса РФ);

— невыполнение лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров (ч. 8 ст. 51 Лесного кодекса РФ);

— невыполнение лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия (ч. 5 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ);

— невыполнение лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов (ч. 4 ст. 61 Лесного кодекса РФ);

— невнесение арендной платы и по иным основаниям, закрепленным статьей 619 Гражданского кодекса РФ.

В случае расторжения договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений арендодатель или продавец в течение трех рабочих дней с даты расторжения этих договоров направляет соответствующую информацию для внесения в реестр.

В дальнейшем заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе по результатам торгов, допускается только с гражданами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

Информация, содержащаяся в реестре, размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение реестра, и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Включение сведений об арендаторе лесного участка и покупателе лесных насаждений в реестр может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Изменения вступили в силу с 1 марта 2017 года.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

13.06.2017