Прокуратура информирует

Судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать размер удержаний с учетом материального положения должника

В обзоре судебной практики № 2 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, суд пришел к выводу, что при определении размера удержаний из пенсии, являющейся для должника-гражданина единственным источником дохода, следует исходить в том числе из принципа неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника и членов его семьи.

Так, судебным приставом-исполнителем в отношении должников возбуждены исполнительные производства, предметом которых являлось взыскание в пользу банка денежных средств.

Также судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о направлении копии исполнительного документа для исполнения в пенсионный орган с требованием осуществлять удержания из пенсии должников ежемесячно в размере пятидесяти процентов от дохода каждого.

Должники обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании ответа старшего судебного пристава и бездействия указанного должностного лица, выразившегося в не направлении им этого ответа и не разрешении в установленном порядке ходатайства о снижении размера удержаний. Просили возложить на судебного пристава-исполнителя обязанность установить минимальный размер удержаний, поскольку они являются инвалидами II группы, имеющийся в их распоряжении остаток денежных средств не позволяет приобретать жизненно важные медикаменты и продукты питания.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ отменила судебные акты, которыми в удовлетворении административного искового заявления отказано, и направила административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование суд указал, что порядок рассмотрения заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, определяется статьей 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Должностное лицо службы судебных приставов по результатам рассмотрения заявления, ходатайства выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 5 и 7 указанной статьи).

Вместе с тем, судебный пристав-исполнитель приведенные предписания закона не исполнил, на ходатайство об установлении меньшего размера удержаний ответил письмом, поставленные заявителями вопросы по существу не рассмотрел.

В нарушение предписаний закона, содержащей открытый перечень исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель не проверил и не оценил обстоятельства, на которые ссылались в ходатайстве административные истцы, ограничившись ссылкой на то, что законодательство об исполнительном производстве не предусматривает при обращении взыскания на заработную плату или иной ежемесячный доход должника обязательного учета такого критерия, как прожиточный минимум.

Исходя из положений закона «Об исполнительном производстве», при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) допускается возможность удержания не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов должника-гражданина.

Вместе с тем при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы исполнительного производства, закрепленные в ст. 4 названного закона, а именно принципы законности, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Поскольку исполнение судебного решения не должно приводить к нарушению прав и законных интересов должника и осуществляться без учета основополагающих принципов исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать размер удержаний с учетом материального положения должника.

 

Помощник прокурора Уберская Л.Н.

16.06.2017

 

 

Порядок обращения в суд с заявлением о взыскании заработной платы

Согласно статьи 129 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) —  это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и т.д.) и стимулирующие выплаты (премии и иные поощрительные выплаты).

Обращение в суд связано с необходимостью подачи работником искового заявления, правила разрешения которого регулируются как ТК РФ (ст. 391 — 393, 395), так и нормами Гражданско-процессуального кодекса РФ (п. 1 ч. 1 ст. 22, подраздел II ГПК РФ).

Исковое заявление о взыскании заработной платы подается в районный суд (ст. 24 ГПК РФ). С 03  октября 2016 года подсудность определяется по выбору истца – исковое заявление может подаваться в суд не только по месту нахождения ответчика (работодателя), но и по месту жительства истца (ч. 6.3 ст. 29 ГПК РФ).

Заявление работника о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по заработной плате может быть подано и мировому судье, однако, только в случае, если сумма требований не превышает 50 000 рублей (п.п. 1, 5 п. 1 ст. 23 ГПК РФ).

Срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы составляет один год со дня установленного срока выплаты указанных сумм (ч. 2 ст. 392 ТК РФ).

При обращении в суд с иском о взыскании заработной платы работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 ТК РФ; ст. 89, ст. 94 ГПК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ).

Исковое заявление о взыскании заработной платы должно быть оформлено по правилам, установленным нормами Гражданско-процессуального кодекса  РФ.

Так, исковое заявление подается в суд в письменной форме (ч. 1 ст. 131 ГПК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 131 ГПК РФ в исковом заявлении должно быть указано:

1) наименование суда;

2) наименование истца, его место жительства;

3)наименование ответчика, его место жительства или место нахождения;

4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства (расчетные листки по заработной плате, правила внутреннего распорядка (выписка из них) или коллективный договор, где установлены сроки выплаты заработной платы, и др.);

6) цена иска, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7) перечень прилагаемых документов, определенный ст. 132 ГПК РФ.

Анализ практики рассмотрения подобных дел позволил выделить некоторые типичные ошибки при подаче и оформлении искового заявления о взыскании заработной платы.

Так, иногда требования работников о взыскании с работодателей заработной платы не удовлетворяются судом в связи с нарушением сроков подачи искового заявления.

Типичной ошибкой является подача заявления в суд с нарушением правил территориальной подсудности.

Нередки ошибки при оформлении исковых заявлений истцов (ст. 131 ГПК РФ):

1) в исковом заявлении неверно указывается местожительства истца или ответчика (если работодатель – юридическое лицо, место нахождения);

2) неверный расчет цены иска;

3) отсутствие документальных доказательств фактов невыплаты или задержки заработной платы;

4) к исковому заявлению прилагаются документы, которые не упомянуты в перечне документов согласно п. 8 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ. Утрата данных документов из судебного дела (по недоразумению или иным причинам) может привести к тому, что истец (работник) в суде не сможет доказать обоснованность своих требований.

Понесенные истцами материальные затраты (расходы на оплату услуг представителя и др.) в случае удовлетворения исковых требований, возмещаются работодателем на основании решения суда в полном объеме (ст. 94, ч. 1 ст. 98, ст. 100 ГПК РФ).

 

Помощник прокурора Уберская Л.В.

16.06.2017

 

 

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации уточнены разъяснения, касающиеся исковой давности и процентов за пользование чужими денежными средствами

В связи с изменением законодательства  Пленумом Верховного Суда РФ внесены изменения в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  от 29 сентября 2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» и от 24 марта 2016 года №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

Поправками установлено, что:

— заявление о пропуске исковой давности может быть сделано также в судебных прениях в суде первой инстанции;

— согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ в редакции, действовавшей до 1 августа 2016 года, размер процентов за пользование чужими денежными средствами, начисляемых за периоды просрочки исполнения денежного обязательства, имевшие место с 1 июня 2015 года по 31 июля 2016 года включительно, если иной размер процентов не был установлен законом или договором, определяется в соответствии с существовавшими в месте жительства кредитора — физического лица или в месте нахождения кредитора — юридического лица опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц;

— если иной размер процентов не установлен законом или договором, размер процентов за пользование чужими денежными средствами, начисляемых за периоды просрочки, имевшие место после 31 июля 2016 года, определяется на основании ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

 

Помощник прокурора Уберская Л.В.

16.06.2017

 

 

С 1 января 2018 года вступит в силу норма, в соответствии с которой размер материнского капитала не будет ежегодно пересматриваться с учетом темпов роста инфляции

В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016  №444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»  размер материнского капитала не будет ежегодно пересматриваться с учетом темпов роста инфляции и устанавливаться в законе о бюджете. Это правило сохранит свое действие до 1 января 2020 года.

В настоящее время  размер материнского капитала ежегодно пересматривается  в соответствии  с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Установлено, что в 2017 году его размер составит 453 026 руб.

Новый порядок будет действовать с 1 января 2018 года.

 

Помощник прокурора Уберская Л.В.

16.06.2017

 

В определенных законом случаях производство и использование видеосъемки разрешено без согласия гражданина

Статьей 29 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан на сбор информации любым законным способом.

Вопросы охраны изображения гражданина урегулированы статьей 151.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в соответствии с которой обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе на видеозаписи) допускается только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

— использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

—  изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

— гражданин позировал за плату.

Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 статьи 151.1 ГК РФ, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения и запрещения дальнейшего его распространения.

Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума от 15.06.2010 № 16 разъяснено, что к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

Наличие публичного интереса предполагает, в частности, что гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляются в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.

Таким образом, если видеосъемка собрания проводится без цели дальнейшего использования, или осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах, то согласие присутствующих на ее производство не требуется.

 

Помощник прокурора Уберская Л.В.

16.06.2017

 

 

Порядок прекращения трудовых отношений по инициативе работника

Общие основания прекращения трудового договора установлены статьей 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Расторжение трудового договора по инициативе работника, то есть по собственному желанию закрепляет безусловное право работника расторгнуть трудовой договор, не зависимо от его вида, по собственному желанию в одностороннем порядке. Волеизъявление работника о прекращении трудового договора должно быть выражено в письменной форме, и соответствующее заявление должно быть подано работодателю не позднее чем за две недели до даты увольнения. Устное заявление работника о расторжении трудового договора не может служить основанием для увольнения.

По договоренности между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения установленного срока предупреждения.

В случае, если же работник сам выразил желание прекратить трудовые отношения и просит уволить его до истечения установленного срока предупреждения, согласие работодателя на само прекращение трудового договора юридической роли не играет. Имеет значение только для определения конкретной даты увольнения.

Если стороны договорились о расторжении трудового договора до истечения установленного срока предупреждения, трудовой договор расторгается в день, обусловленный сторонами.

При этом весьма важно не только наличие волеизъявления работника на увольнение по собственной инициативе, но и форма выражения такого волеизъявления. Договоренность сторон о досрочном (до истечения двухнедельного срока) расторжении трудового договора должна быть выражена в письменной форме, например в виде резолюции работодателя на заявлении работника, обратившегося с просьбой об увольнении с более ранней даты. Устная договоренность сторон не может служить таким доказательством.

Если работодатель не дал согласия на расторжение трудового договора до истечения срока предупреждения, работник обязан отработать установленный срок. Досрочное прекращение работы в этом случае нарушает трудовую дисциплину, также  нарушением трудовой дисциплины будет и прекращение работы без предупреждения об увольнении.

В этом случае работник, самовольно оставивший работу, может быть уволен за прогул.

В свою очередь, и работодатель не вправе уволить работника до истечения двух недель после подачи заявления о расторжении трудового договора.

Это правило относится и к случаям, когда работник вообще не указывает в заявлении конкретную дату увольнения. Иными словами, если в заявлении об увольнении работник не указал дату расторжения трудового договора, то действует общее правило, то есть увольнение осуществляется через две недели после подачи им заявления.

Предупредить работодателя о расторжении трудового договора работник может в любое время, в том числе и в период, когда он по каким-то причинам отсутствует на работе (например, в период временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, в командировке).

До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с трудовым законодательством не может быть отказано в заключении трудового договора. По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу.

При расторжении трудового договора работодатель обязан издать приказ об увольнении и выдать его копию увольняемому сотруднику. В последний день работы работнику должны выдать трудовую книжку, по его заявлению другие документы, связанные с работой, произвести с ним окончательный расчет.

 

Помощник прокурора Уберская Л.В.

16.06.2017

 

Основания обжалования дисциплинарного взыскания

Замечание, выговор или даже увольнение — все это дисциплинарные взыскания согласно Трудового кодекса Российской Федерации, которые работодатель может применить к недобросовестному работнику. Зачастую работодатели, пользуясь своей властью, необоснованно  применяют дисциплинарные взыскания.

Если вам объявили выговор или замечание незаслуженно, с нарушениями процедуры, то  это стоит обжаловать, так как следующим шагом работодателя может быть увольнение по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей. Увольнение по этому основанию возможно, если у вас уже есть не снятое дисциплинарное взыскание.

Обжаловать дисциплинарное взыскание необходимо в  следующих случаях.

  1. Отсутствие вины работника.

Дисциплинарное взыскание может быть применено за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Отсутствует вина – отсутствует дисциплинарный проступок.

  1. Обязанности, которые не исполнены, работник и не обязан был выполнять.
  2. Не затребовано письменное объяснение.

Работодатель может затребовать объяснение устно, может вообще не затребовать, а это нарушение порядка наложения дисциплинарного взыскания, будь то выговор или увольнение. Оставляйте всегда себе копию запроса / уведомления о даче письменных объяснений.

  1. Не составлен акт об отказе в даче объяснений по факту совершения дисциплинарного проступка.

Если вы по запросу не представите объяснений, то это не препятствие для наложения взыскания. Однако работодатель должен составить об этом акт не ранее, чем по истечении 2-х рабочих дней.

  1. Акт составлен раньше срока.

Работнику дается 2 рабочих дня для дачи объяснений. Работодатели иногда торопятся, особенно когда очень хотят уволить работника, и составляют акт до истечения этого срока.

  1. Не соблюдены сроки применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание может быть применено не позднее месяца со дня обнаружения проступка. В этот месяц не входит время болезни работника, отпуск. При этом дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения, а по результатам ревизии, аудиторской проверки позднее 2-х лет. В этот срок не включается время производства по уголовному делу.
  2. За одно и то же нарушение наложено несколько взысканий.

За каждый дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Это самые распространенные ошибки, которые встречаются в порядке применения дисциплинарных взысканий.

Если в течение года со дня вынесения приказа работник не получил нового дисциплинарного взыскания,  то считается, что он не имеет взысканий. Также работодатель может снять дисциплинарное взыскание по своей инициативе, издав соответствующий приказ.

Срок на обжалование дисциплинарного взыскания составляет 3 месяца со дня, когда работник узнал о привлечении к дисциплинарной ответственности (выговор, замечание), а по увольнению — 1 месяц со дня вручения приказа или выдачи трудовой книжки (день, когда узнал).

 

Помощник прокурора Уберская Л.В.

16.07.2017

 

 

 

Порядок взыскания заработка, утраченного

в результате травмы

 

Согласно  статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)   юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и т.д.) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В силу ч. 1 ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и уходе и не имеет права на их бесплатное получение.

В соответствии со ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности — степени утраты общей трудоспособности.

В случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Положение о размере возмещения, исходя из величины прожиточного минимума трудоспособного населения по Российской Федерации подлежит применению, как к неработающим пенсионерам, так и к другим не работающим на момент причинения вреда лицам, поскольку в ч. 4 ст. 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержится каких-либо ограничений по кругу субъектов в зависимости от причин отсутствия у потерпевших на момент причинения вреда постоянного заработка.

Следует отметить, что согласно  ст. 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

Например, если гражданская ответственность виновного в ДТП лица — владельца транспортного средства была застрахована по ОСАГО, то утраченный заработок подлежит взысканию со страховщика, что соответствует положениям ст. 931 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 7 Федерального закона Российской Федерации 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

 

Помощник прокурора Уберская Л.В.

16.06.2017

 

 

Споры, подлежащие рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 определены критерии отнесения дел, подлежащих рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

К таким делам относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В тоже время с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом, экономические споры и другие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отнесены законом к компетенции арбитражных судов (§ 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Иски об оспаривании решений об отказе в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий или об обязанности администрации муниципальных образований предоставить благоустроенное жилое помещение в рамках реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

 

Помощник прокурора Уберская Л.В.

16.06.2017

 

 

В определенных законом случаях производство и использование видеосъемки разрешено без согласия гражданина

Статьей 29 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан на сбор информации любым законным способом.

Вопросы охраны изображения гражданина урегулированы статьей 151.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в соответствии с которой обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе на видеозаписи) допускается только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

— использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

—  изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

— гражданин позировал за плату.

Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 статьи 151.1 ГК РФ, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения и запрещения дальнейшего его распространения.

Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума от 15.06.2010 № 16 разъяснено, что к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

Наличие публичного интереса предполагает, в частности, что гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляются в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.

Таким образом, если видеосъемка собрания проводится без цели дальнейшего использования, или осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах, то согласие присутствующих на ее производство не требуется.

 

Помощник прокурора Уберская Л.В.

16.06.2017

 

 

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в обязательном порядке должны быть поставлены на государственный учет

Учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору осуществляет Управление Росприроднадзора по Белгородской области.

Согласно части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты в зависимости от уровня воздействия на окружающую среду подразделяются на IV категории:

— объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;

— объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории;

— объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;

— объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.15 № 1029 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к I — IV категориям.

Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору утверждены постановлением Правительства РФ от 28.08.15  № 903.

В соответствии со статьей  69.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйствую и иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду обязаны в срок до 01.01.2017 года поставить на государственный учет принадлежащие им в установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в порядке, предусмотренном данной статьей. Форма заявки о постановке на учет утверждена приказом Минприроды от 23.12.15 №554.

За    невыполнение    вышеуказанных    обязанностей    предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьями 8.46 КоАП РФ.

 

Помощник прокурора Уберская Л.В.

16.06.2017

 

Об ответственности за незаконное использование государственных символов Российской Федерации

Согласно части 1 статьи 70 Конституции Российской Федерации Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральными конституционными законами.

Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 №2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» определен перечень бланков, на которых помещается Государственный герб Российской Федерации.

Так, Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина, на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также на других документах в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Кроме того, законом определены органы (организации), на печатях которых помещается Государственный герб Российской Федерации.

Не допускается размещение Государственного герба Российской Федерации на документах (печатях), не предусмотренных в законе.

В соответствии со  требованиями статьи 3 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 №1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации.

Кроме того, Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят (установлен) во время торжественных мероприятий, проводимых общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжеств.

Не допускается размещение Государственного флага Российской Федерации в иных случаях, не указанных в законе.

Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 №3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» установлен перечень случаев использования Государственного гимна, а также запрет на использование гимна в случаях, не предусмотренным законодательством.

Статьей 17.10 Кодекса об административных правонарушениях  Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка официального использования Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Федерации.

Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. Дела об административных правонарушениях указанной категории рассматриваются судом.

За надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ  предусмотрена  уголовная ответственность по статье  329 Уголовного кодекса РФ.

Наказывается это деяние ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

 

Помощник прокурора Уберская Л.В.

16.06.2017