Наименование: | ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 апреля 2018 года № 49 Об утверждении основных направлений антикоррупционной деятельности в муниципальных учреждениях подведомственных администрации Серебрянского сельского поселения |
Дата: | 12.04.2018 |
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЛУЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
АДМИНИСТРАЦИЯ
СЕРЕБРЯНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 12 апреля 2018 года № 49
Об утверждении основных направлений антикоррупционной
деятельности в муниципальных учреждениях подведомственных
администрации Серебрянского сельского поселения
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», руководствуясь Уставом Серебрянского сельского поселения:
1. Утвердить основные направления антикоррупционной деятельности в муниципальных учреждениях подведомственных администрации Серебрянского сельского поселения, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Муниципальным учреждениям, подведомственным администрации Серебрянского сельского поселения, руководствоваться настоящим постановлением при организации антикоррупционной деятельности.
3. Настоящее постановление опубликовать (обнародовать) на официальном сайте администрации Серебрянского сельского поселения.
4. Настоящее постановление вступает в силу после дня его официального опубликования.
Глава администрации
Серебрянского сельского поселения С.А. Пальок
Приложение
к постановлению администрации
Серебрянского сельского поселения
от 12.04.2018 г. № 49
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИИ СЕРЕБРЯНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
I. Основные принципы противодействия коррупции
в муниципальных учреждениях подведомственных администрации Серебрянского сельского поселения (далее — организации)
Противодействие коррупции в организациях основывается на следующих принципах:
1. Соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам.
2. Личного примера руководства.
3. Вовлеченности работников.
4. Соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
5. Эффективности антикоррупционных процедур.
6. Ответственности и неотвратимости наказания.
7. Постоянного контроля и регулярного мониторинга.
II. Организация антикоррупционной деятельности
Исходя из потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов и других факторов в организации определяются должностные лица, ответственные за противодействие коррупции.
Должностные лица, ответственные за противодействие коррупции, непосредственно подчиняются руководителю организации, а также наделяются полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий в отношении работников организации. Должностные лица, ответственные за противодействие коррупции, обязаны проводить в отношении работников организации мероприятия, направленные на профилактику коррупционных правоотношений.
Должностными лицами, ответственными за противодействие коррупции, разрабатывается перечень мероприятий, которые организация будет реализовывать в целях предупреждения и противодействия коррупции. Перечень мероприятий зависит от потребностей и возможностей организации.
III. Направления антикоррупционной деятельности
1. Установление обязанностей работников и организации по предупреждению и противодействию коррупции
В целях предупреждения и противодействия коррупции все работники организации обязаны:
воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации;
воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
незамедлительно информировать представителя нанимателя (работодателя) о случаях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
незамедлительно информировать представителя нанимателя (работодателя) о ставшей известной ему информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
сообщить представителю нанимателя (работодателю) о возможности возникновения либо возникшем конфликте интересов.
Для отдельных категорий лиц, работающих в организации (руководители, должностные лица, ответственные за противодействие коррупции, работники, чья деятельность связана с коррупционными рисками, лица, осуществляющие внутренний контроль и аудит), устанавливаются специальные обязанности.
В целях обеспечения исполнения работниками возложенных на них обязанностей по предупреждению и противодействию коррупции процедуры их соблюдения регламентируются.
Как общие, так и специальные обязанности включаются в трудовой договор работника.
2. Оценка коррупционных рисков
Целью оценки коррупционных рисков является определение тех процессов и операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией.
Оценка коррупционных рисков проводится по следующему алгоритму:
а) деятельность организации представляется в виде отдельных процессов, в каждом из которых выделяются составные элементы (подпроцессы);
б) для каждого процесса определяются элементы (подпроцессы), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений (критические точки);
в) для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным риском, составляется описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:
характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено организацией или ее отдельными работниками при совершении коррупционного правонарушения;
должности в организации, которые являются ключевыми для совершения коррупционного правонарушения (участие каких должностных лиц организации необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным);
вероятные формы осуществления попадающих под категорию «коррупционных рисков» платежей;
г) на основании проведенного анализа составляется карта коррупционных рисков организации — сводное описание критических точек и возможных коррупционных правонарушений;
д) формируется перечень должностей, связанных с высоким коррупционным риском;
е) для каждой критической точки разрабатывается комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков. В зависимости от специфики конкретной организации и процесса эти меры включают в себя:
детальную регламентацию способа и сроков совершения действий работником в критической точке;
реинжиниринг функций, в том числе их перераспределение между структурными подразделениями внутри организации;
введение или расширение процессуальных форм внешнего взаимодействия работников организации (с представителями контрагентов организации, органов государственной власти), например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия;
установление дополнительных форм отчетности работников о результатах принятых решений;
введение ограничений, затрудняющих осуществление коррупционных платежей и т.д.
3. Выявление и урегулирование конфликта интересов
В основу работы по управлению конфликтом интересов в организации положены следующие принципы:
обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;
конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
соблюдение баланса интересов организации и работника при урегулировании конфликта интересов;
защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) организацией.
Понятие «конфликт интересов» применительно к организациям закреплено в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В зависимости от организационно-правовой формы, а также в отдельных сферах деятельности законодательством Российской Федерации установлены специальные запреты и ограничения.
С целью урегулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности работников в организации разрабатывается и утверждается соответствующее положение либо соответствующий детализированный раздел включается в действующий в организации кодекс этики и служебного поведения работников организации (далее — кодекс этики).
Положение о конфликте интересов — это локальный нормативный акт организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликта интересов, возникающего у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. В положение о конфликте интересов включаются следующие аспекты:
цели и задачи положения о конфликте интересов;
используемые в положении понятия и определения;
круг лиц, на которых оно распространяет свое действие;
основные принципы управления конфликтом интересов в организации;
порядок выявления конфликта интересов работником организации и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы его разрешения (заполнение декларации конфликта интересов по форме, разработанной и утвержденной организацией в Положении о конфликте интересов);
обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов;
определение лиц, ответственных за прием сведений о конфликте интересов, и рассмотрение этих сведений;
ответственность работников за несоблюдение положения о конфликте интересов.
При принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей работники организации обязаны:
руководствоваться интересами организации без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;
избегать ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;
раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;
содействовать урегулированию конфликта интересов.
Процедура раскрытия конфликта интересов утверждается локальным нормативным актом организации и доводится до сведения всех работников организации. Данным актом определяется порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, должностное лицо, ответственное за прием сведений о конфликте интересов (сотрудник кадровой службы, лицо, ответственное за противодействие коррупции).
Раскрытие осуществляется в письменной форме.
Информация о возможности возникновения конфликта интересов (декларация конфликта интересов) представляется:
при приеме на работу;
при назначении на новую должность;
в ходе проведения ежегодных аттестаций на соблюдение этических норм ведения бизнеса, принятых в организации;
по мере возникновения ситуации конфликта интересов.
Допустимо первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме, с последующей фиксацией в письменном виде.
Круг лиц, на которых распространяется требование заполнения декларации конфликта интересов, определяется собственником или руководителем организации.
Информация проверяется уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для организации рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов.
Рассмотрение представленных сведений и результатов проверки осуществляется коллегиально и конфиденциально. По результатам рассмотрения принимается решение о способе разрешения конфликта интересов, в том числе в виде:
ограничения доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;
добровольного отказа работника организации или его отстранения (постоянного или временного) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут находиться под влиянием конфликта интересов;
пересмотра и изменения функциональных обязанностей работника;
временного отстранения работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;
перевода работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;
передачи работником принадлежащего ему имущества, являющегося причиной конфликта интересов, в доверительное управление;
отказа работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами организации;
увольнение работника организации в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации;
увольнения работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей;
увольнение работника организации в соответствии с пунктом 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
4. Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур,
направленных на обеспечение добросовестной работы
организации
В целях внедрения антикоррупционных стандартов поведения работников в корпоративную культуру в организации разрабатывается кодекс этики и служебного поведения работников организации. В него включаются положения, устанавливающие правила и стандарты поведения работников, затрагивающие общую этику деловых отношений и направленные на формирование этичного, добросовестного поведения работников, а также правила и процедуру внедрения в практику деятельности организации.
Кодекс этики формируется исходя из потребностей, задач и специфики деятельности организации, закрепляет общие ценности, принципы и правила поведения, а также специальные, направленные на регулирование поведения в отдельных сферах.
5. Консультирование и обучение работников организации
При организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции определяются категория обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения.
Категории обучаемых: должностные лица, ответственные за противодействие коррупции, руководители различных уровней, иные работники организации.
Виды обучения в зависимости от времени его проведения:
обучение по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно после приема на работу;
обучение при назначении работника на иную более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
периодическое обучение работников организации с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне;
дополнительное обучение в случае выявления пробелов в реализации антикоррупционной политики, одной из причин которых является недостаточность знаний и навыков в сфере противодействия коррупции.
Консультирование по вопросам противодействия коррупции осуществляется индивидуально и конфиденциально структурным подразделением либо должностными лицами, ответственными за противодействие коррупции.
6. Внутренний контроль и аудит
Система внутреннего контроля и аудита, учитывающая требования антикоррупционной политики, реализуемой организацией, включает в себя:
проверку соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;
контроль документирования операций хозяйственной деятельности организации;
проверку экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
Проверка реализации организационных процедур и правил деятельности, значимых с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции, включает в себя проверку специальных антикоррупционных правил и процедур, а также проверку иных правил и процедур, имеющих опосредованное значение.
Контроль документирования операций хозяйственной деятельности связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока.
Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска проводится в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. В ходе проверки устанавливаются обстоятельства — индикаторы неправомерных действий:
оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;
предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов;
выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для организации или плату для данного вида услуг;
закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных;
сомнительные платежи наличными.
В рамках проводимых антикоррупционных мероприятий проводится мониторинг соблюдения законодательства, регулирующего противодействие легализации денежных средств, полученных незаконным способом, в том числе в части:
приобретения, владения или использования имущества, если известно, что оно представляет собой доход от преступлений;
сокрытия или утаивания подлинного характера, источника, места нахождения, способа распоряжения, перемещения прав на имущество или его принадлежности, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.
Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлен перечень организаций, обязанных участвовать в исполнении требований указанного Федерального закона. Организации обязаны обеспечивать надлежащую идентификацию личности клиентов, собственников, бенефициаров, предоставлять в уполномоченные органы сообщения о подозрительных сделках, предпринимать другие обязательные действия, направленные на противодействие коррупции.
7. Принятие мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами и в зависимых организациях
В целях снижения риска вовлечения организации в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с контрагентами в организации внедряются специальные процедуры проверки контрагентов. Проверка представляет собой сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных организациях-контрагентах: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах. Особое внимание оценке коррупционных рисков при взаимодействии с контрагентами уделяется при заключении сделок слияний и поглощений.
При взаимодействии с организациями-контрагентами реализуются мероприятия, направленные на распространение и пропаганду программ, политики, стандартов поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции, которые применяются в организации. Положения о соблюдении антикоррупционных стандартов включаются в договоры, заключаемые с организациями-контрагентами.
Значительный эффект имеет информирование общественности о степени внедрения и успехах в реализации антикоррупционных мер, в том числе посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте организации.
8. Взаимодействие с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции
Взаимодействие с представителями государственных органов, реализующих контрольно-надзорные функции в отношении организации, связано с высокими коррупционными рисками.
На государственных служащих, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия (далее — государственные служащие), распространяется ряд специальных антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений. Отдельные практики взаимодействия, приемлемые для делового сообщества, запрещены государственным служащим.
Работники организации обязаны воздерживаться от предложения и попыток передачи государственным служащим подарков, включая подарки, стоимость которых составляет менее трех тысяч рублей.
Работники организации обязаны воздерживаться от любых предложений, принятие которых может поставить государственного служащего в ситуацию конфликта интересов, в том числе:
предложений о приеме на работу в организацию (а также в аффилированные организации) государственного служащего или членов его семьи, включая предложения о приеме на работу после увольнения с государственной службы;
предложений о приобретении государственным служащим или членами его семьи акций или иных ценных бумаг организации (или аффилированных организаций);
предложений о передаче в пользование государственному служащему или членам его семьи любой собственности, принадлежащей организации (или аффилированной организации);
предложений о заключении организацией контракта на выполнение тех или иных работ с организациями, в которых работают члены семьи государственного служащего.
При нарушении государственными служащими требований к их служебному поведению, при возникновении ситуаций испрашивания или вымогательства взятки с их стороны работник организации обязан незамедлительно обратиться в государственный орган, осуществляющий контрольно-надзорные функции, и правоохранительные органы.
При нарушении государственными служащими порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий их действия обжалуются согласно федеральным законам и подзаконным нормативным правовым актам Российской Федерации.
9. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции
Организация принимает на себя обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых организации (работникам организации) стало известно. Необходимость сообщения в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых стало известно организации, закрепляется за должностным лицом, ответственным за противодействие коррупции.
Организация принимает на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих работников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.
Сотрудничество с правоохранительными органами осуществляется также в следующих формах:
оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.
Руководство и работники организации оказывают поддержку правоохранительным органам в выявлении и расследовании фактов коррупции, предпринимают необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях.
10. Анализ эффективности мер по противодействию коррупции
Ежегодно структурное подразделение или должностное лицо, ответственное за противодействие коррупции, проводит оценку результатов антикоррупционных мероприятий на основании принципа соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции с учетом Методических по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и осуществляет подготовку предложений руководителю организации по повышению эффективности антикоррупционной работы.