Профилактика вовлечения молодёжи в деструктивные
субкультуры и секты.
Наиболее эффективными формами и методами профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты являются: интерактивные формы работы; индивидуальные; наглядный пример из жизни бывших адептов; лекции; семинары; обучение практикой действий и др.
Психологические факторы, способствующие вовлечению молодежи в псевдорелигиозные группы
- различные формы психических расстройств;
- предрасположенность к психическим заболеваниям;
- страдающие депрессиями;
- люди с нарциссическими комплексами;
- склонность к слиянию с группой;
- несамоактуализированность личности;
- терпимость к смысловой и идеологической неопределенности; тревожность;
- нестабильность установок;
- склонность к авторитарному типу отношений и мышления;
- состояние психоэмоционального стресса, испытывающие чувство одиночества или духовной неудовлетворенности.
Попав под влияние культа, новообращенные довольно быстро ассимилируются в культовой группе и благодаря интенсивному воздействию становятся фанатиками движений, чьи идеология и деятельность могли противоречить их изначальным взглядам на мир.
Контроль поведения направлен на: регулирование индивидуальной физической реальности, исключение наличия свободного времени, выработку покорности и зависимости.
Контроль информации осуществляется посредством: обмана, ограничения доступа к некультовым источникам информации.
Контроль мышления предполагает: принудительное принятие групповой доктрины как истины, поощрение только «хороших» и «правильных» с точки зрения доктрины культа мыслей, навязывание специфической терминологии, запрет на критические вопросы о лидере и о доктрине.
Контроль эмоций осуществляется посредством: сужения спектра направленности чувств личности, выработки и использования чувств вины и стыда, ритуального и часто публичного признания своих грехов, слабостей, ошибок, использование страха, «бомбардировки любовью».
Причины способствующие вовлечению молодежи в культовые организации и группы риска.
- период «экзистенциального вакуума» – отсутствие у людей смыслообразующих ценностей бытия, потеря нравственной и социальной ориентации.
- прохождение основных этапов психосоциального развития и соответствующих им кризисов.
- смена социального статуса и групповых ролей: окончание средней школы, начало жизни вне семьи, тюремное заключение, первый или последний год обучения в вузе, потеря или смена работы, развод, путешествие, переезд, болезнь, смерть близкого человека, смена образа жизни и т.д.)
- неблагоприятная ситуация в семье, порождающей острую неудовлетворенность своим существованием, что особенно характерно для детей подросткового и юношеского возраста.
- неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем.
Негативные последствия влияния тоталитарной секты на личность
Последствия принадлежности к секте:
- болезненная зависимость от псевдорелигиозных организаций и их лидеров;
- потеря самостоятельности, неспособности к эмоциональным связям принадлежащими к секте, презрение к ним;
- недоверие к рациональному мышлению;
- разрыв семейных связей, если семья не лояльна к новым идеям;
- отход от реальности из-за порабощения сознания.
У жертв деструктивных культов возникают серьезные психические изменения: активное или пассивное перекладывание на других большей части решений в своей жизни, подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей и неадекватная податливость их желаниям и т.д.
Модель предупреждения вовлечения молодёжи в религиозные секты:
Теоретико-методологический блок
Цель – создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей саморазвития и самореализации личности ребенок.
Задачи проведения профилактики:
–повышение самосознания учащихся, формирование критического мышления и умения делать правильный выбор;
– воспитание культуры здорового образа жизни; –формирование активной жизненной позиции подростков и юношей, включение в позитивные социальные отношения;
–включение подростков и юношей в самостоятельную творческую деятельность;
– выявление причин деформации личности;
–активизация разъяснительной и просветительской работы среди учащихся и родителей;
–координация деятельности всех заинтересованных ведомств и
Системообразующий фактор – учебно-воспитательная деятельность всех субъектов образовательного процесса специалистов.
Психолого-педагогический блок
Субъекты: — учащиеся; — родители; — педагоги
Педагогические условия:
1) выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты;
2) проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодыми людьми и их родителями;
3) повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности;
4) повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание;
5) реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты.
Технологический блок
Диагностика: – изучение личности учащегося (акцентуации характера, темперамент, уровень притязаний, тревожность, самооценка); – изучение интеллектуального развития и определение педагогической запущенности; – диагностика взаимоотношений в коллективе; – изучение типичных нарушений поведения и выявление их причин.
Этапы:
1) организация психолого-педагогического наблюдения и диагностики;
2) профилактическая работа с учащимися;
3) коррекционная работа с учащимися группы риска;
4) работа с семьями учащихся;
5) отслеживание результативности работы.