Профилактика вовлечения молодёжи в деструктивные субкультуры и секты.

Профилактика вовлечения молодёжи в деструктивные

субкультуры и секты.

 

Наиболее эффективными формами и методами профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты являются: интерактивные формы работы; индивидуальные; наглядный пример из жизни бывших адептов; лекции; семинары; обучение практикой действий и др.

Психологические факторы, способствующие вовлечению молодежи в псевдорелигиозные группы

  • различные формы психических расстройств;
  • предрасположенность к психическим заболеваниям;
  • страдающие депрессиями;
  • люди с нарциссическими комплексами;
  • склонность к слиянию с группой;
  • несамоактуализированность личности;
  • терпимость к смысловой и идеологической неопределенности; тревожность;
  • нестабильность установок;
  • склонность к авторитарному типу отношений и мышления;
  • состояние психоэмоционального стресса, испытывающие чувство одиночества или духовной неудовлетворенности.

Попав под влияние культа, новообращенные довольно быстро ассимилируются в культовой группе и благодаря интенсивному воздействию становятся фанатиками движений, чьи идеология и деятельность могли противоречить их изначальным взглядам на мир.

Контроль поведения направлен на: регулирование индивидуальной физической реальности, исключение наличия свободного времени, выработку покорности и зависимости.

Контроль информации осуществляется посредством: обмана, ограничения доступа к некультовым источникам информации.

Контроль мышления предполагает: принудительное принятие групповой доктрины как истины, поощрение только «хороших» и «правильных» с точки зрения доктрины культа мыслей, навязывание специфической терминологии, запрет на критические вопросы о лидере и о доктрине.

Контроль эмоций осуществляется посредством: сужения спектра направленности чувств личности, выработки и использования чувств вины и стыда, ритуального и часто публичного признания своих грехов, слабостей, ошибок, использование страха, «бомбардировки любовью».

Причины способствующие вовлечению молодежи в культовые организации и группы риска.

 

  • период «экзистенциального вакуума» – отсутствие у людей смыслообразующих ценностей бытия, потеря нравственной и социальной ориентации.
  • прохождение основных этапов психосоциального развития и соответствующих им кризисов.
  • смена социального статуса и групповых ролей: окончание средней школы, начало жизни вне семьи, тюремное заключение, первый или последний год обучения в вузе, потеря или смена работы, развод, путешествие, переезд, болезнь, смерть близкого человека, смена образа жизни и т.д.)
  • неблагоприятная ситуация в семье, порождающей острую неудовлетворенность своим существованием, что особенно характерно для детей подросткового и юношеского возраста.
  • неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем.

 

Негативные последствия влияния тоталитарной секты на личность

Последствия принадлежности к секте:

 

  • болезненная зависимость от псевдорелигиозных организаций и их лидеров;
  • потеря самостоятельности, неспособности к эмоциональным связям принадлежащими к секте, презрение к ним;
  • недоверие к рациональному мышлению;
  • разрыв семейных связей, если семья не лояльна к новым идеям;
  • отход от реальности из-за порабощения сознания.

У жертв деструктивных культов возникают серьезные психические изменения: активное или пассивное перекладывание на других большей части решений в своей жизни, подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей и неадекватная податливость их желаниям и т.д.

 

Модель предупреждения вовлечения молодёжи в религиозные секты:

 

Теоретико-методологический блок

Цель – создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей саморазвития и самореализации личности ребенок.

 

Задачи проведения профилактики:

–повышение самосознания учащихся, формирование критического мышления и умения делать правильный выбор;

– воспитание культуры здорового образа жизни; –формирование активной жизненной позиции подростков и юношей, включение в позитивные социальные отношения;

–включение подростков и юношей в самостоятельную творческую деятельность;

– выявление причин деформации личности;

–активизация разъяснительной и просветительской работы среди учащихся и родителей;

–координация деятельности всех заинтересованных ведомств и

Системообразующий фактор – учебно-воспитательная деятельность всех субъектов образовательного процесса специалистов.

 

Психолого-педагогический блок

Субъекты: — учащиеся; — родители; — педагоги

Педагогические условия:

1) выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты;

2) проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодыми людьми и их родителями;

3) повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности;

4) повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание;

5) реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты.

 

Технологический блок

Диагностика: – изучение личности учащегося (акцентуации характера, темперамент, уровень притязаний, тревожность, самооценка); – изучение интеллектуального развития и определение педагогической запущенности; – диагностика взаимоотношений в коллективе; – изучение типичных нарушений поведения и выявление их причин.

 

Этапы:

1) организация психолого-педагогического наблюдения и диагностики;

2) профилактическая работа с учащимися;

3) коррекционная работа с учащимися группы риска;

4) работа с семьями учащихся;

5) отслеживание результативности работы.