Всё о выборах.

Порядок обжалования избирателями итогов голосования

С 13 апреля 2014 года на территории страны действует Федеральный закон от 02.04.2014 № 51-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 8-П, признавшего взаимосвязанные положения избирательного и гражданского процессуального законодательства об обжаловании итогов голосования не соответствующими Конституции Российской Федерации в части, не обеспечивающей возможность обжалования избирателями итогов голосования на том избирательном участке, где они принимали участие в выборах.

Таким образом, избирательное законодательство дополнено положениями, согласно которым избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения и действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.

В связи с этим в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации включены нормы, предусматривающие, что заявление об отмене решения участковой комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение 10 дней со дня его принятия, а об отмене решения о результатах выборов, референдума – в течение трёх месяцев со дня официального опубликования их результатов (в настоящее время – в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов, референдума). Указанные сроки восстановлению не подлежат.

При обращении в суд факт участия избирателя, участника референдума в голосовании на соответствующем избирательном участке, участке референдума требует письменного подтверждения, которое выдаётся по запросу суда в течение пяти дней территориальной комиссией, а при проведении местных выборов и референдума – организующей эти выборы, референдум комиссией.

Указанным законом также четко разграничены основания отмены судом решений комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и о результатах референдума, что в действующем законодательстве осуществлено не во всех случаях. При этом отдельно указываются основания отмены решений об итогах голосования по заявлению избирателя, участника референдума на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в выборах, референдуме.

 

Виды избирательных систем

В Российской Федерации применяются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей по избирательному округу, где он баллотируется. В зависимости от того, какое это большинство, различают мажоритарную систему относительного (простого), например при выборах депутатов региональных парламентов, абсолютного (50% + 1 голос), например при выборах Президента РФ, квалифицированного большинства (последнее применяется крайне редко).

Эту систему отличает традиционность применения, относительная простота процедур, прозрачность избирательного процесса. Депутат, избранный по такой системе, ответственен перед конкретными избирателями, не связан партийной дисциплиной и более свободен в представлении народных интересов в парламенте.

Пропорциональная избирательная система предполагает распределение депутатских мандатов между партийными списками в соответствии с количеством голосов, поданных за каждый список.

Для распределения голосов вычисляется избирательная квота — необходимое число голосов избирателей для получения одного мандата. Для этого общая сумма голосов, поданных за все списки, делится на число мандатов по избирательному округу. Затем сумма голосов, полученных каждым списком, делится на квоту, целая часть будет соответствовать числу полученных мандатов.

В России по пропорциональной системе избирается часть депутатов федерального и региональных парламентов, может применяться и на местных выборах. Среди ее достоинств можно отметить демократичный характер, позволяющий максимально учесть волю избирателей, высокую структурированность избираемых органов, меньшую зависимость депутатов от внешних источников воздействия. Вместе с тем ее явными недостатками являются слабая связь депутатов с избирателями, неравномерно представленные в округе территории, «протаскивание» в избирательных списках малоизвестных и не всегда квалифицированных кандидатов и пр.

Суть пропорциональной системы на выборах половины депутатов Государственной Думы в России состоит в следующем. В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы» территория государства объявляется единым избирательным округом. Политические партии выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет ведется по спискам, набравшим более 5%.

 

Наблюдатель на выборах, его права и обязанности

Разъясняем, что любой гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе стать наблюдателем на выборах.

Наблюдатель – это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, в том числе досрочного голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

Статус наблюдателя на выборах определяется ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Так, наблюдатели вправе знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования, наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования, знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования, обжаловать в порядке действия и/или бездействие комиссии в вышестоящей комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или в суде.

Удалить наблюдателя из помещения для голосования можно только после принятия комиссией письменного мотивированного решения. Наблюдатель не должен уходить с участка, пока ему не предъявят заверенное подписью и печатью комиссии письменное решение, с которым он может обратиться в вышестоящую комиссию или в суд.

Вместе с тем наблюдатели не вправе выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени, расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней, заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени, предпринимать действия, нарушающие тайну голосования, проводить агитацию среди избирателей, участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

 

Нарушение тайны голосования

Одним из принципов проведения выборов в Российской Федерации является участие в них граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

В силу ст. 7 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ), голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Тайность голосования обеспечивается при соблюдении следующих условий:

— каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом – правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления, голосует лично, голосование за других лиц не допускается;

— заполнение бюллетеня для голосования осуществляется в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, в которых запрещается присутствие других граждан, кроме голосующего;

— если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или его заполнить, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем, то есть лицами, которые могут повлиять на его волеизъявление;

— в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю. Таким образом, лицо, оказавшее помощь избирателю, перестает быть анонимным, ввиду чего существенно уменьшается вероятность оказания им давления на волеизъявление участника голосования.

Одной из гарантий тайного голосования является запрет зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

Организация досрочного голосования также должна исключать возможность искажения волеизъявления граждан. В этой связи, ст. 65 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ предусмотрено, что бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается им в заклеивающийся конверт. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии. В день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии указанных в настоящем законе лиц предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями, после чего вскрывает поочередно каждый конверт.

Таким образом, только после соблюдения требований, установленных пунктами 13 и 14 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования).

Следует отметить, что способы нарушения тайны голосования разнообразны, они выражаются в том, что члены избирательных комиссий с правом решающего голоса при голосовании на дому могут указывать гражданам, за какого кандидата нужно голосовать, а также в том, что наблюдатели либо другие лица могут заходить в специально оборудованные кабины для голосования и разговаривать с избирателями с целью повлиять на их выбор.

Учитывая значимость прав граждан избирать и быть избранными, нарушение тайны голосования справедливо расценено законодателем как общественно опасное деяние, ответственность за которое предусмотрена ст.141 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

                                                           Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.